Жигачёва Е.С.
Концепт «Байкал» в песне «Славное море, священный Байкал»
В современной лингвистике актуально изучение процессов вербализации концепта в художественной речи, в том числе посредством имён собственных. Особой категорией имён собственных являются онимы, обладающие достаточной известностью и вызывающие ряд подсознательных ассоциаций, которые относятся к так называемым прецедентным именам, т.е. индивидуальным именам, связанным с широко известным денотатом, имеющим определённую ценность для социума [Суперанская, 2009: 85].
Концепт Байкал, несомненно, является прецедентным именем и одной из ключевых констант региональной лингвокультуры, и как следствие находит широкое применение в различных дискурсах: исторических, политических, религиозных, публицистических, художественных и пр..
История песни «Славное море, священный Байкал», которая по праву считается гимном Байкала, началась в 1858 году, когда петербургская газета «Золотое руно» опубликовала стихотворение Д. П. Давыдова «Думы беглеца на Байкале». Авторами музыки к ней считаются заключённые с нерчинских рудников. В дальнейшем песня получила широкую популярность среди русского населения.
Составители сборника «Русские народные песни Сибири и Дальнего Востока» выделяют среди тюремных песен «острожные» и «бродяжнические» циклы; в «острожных» песнях Сибири исследователи отметили те же мотивы, которые характерны для общерусских тюремных песен. «Бродяжнические» песни, ярким примером которых можно считать песню «Славное море, священный Байкал», посвящены «преимущественно изображению горемычной доли беглеца», и именно их следует признать собственно сибирскими [Кронштатов, Левашов, 1997: 35-36].
Большую роль в песнях играют композиционная чёткость и слаженность, которые помогают раскрыть сюжет и мысли героев. Народные песни имеют две устойчивые композиционные формы: монолог и диалог [Минуллин, 2012 : 123]. Текст песни представляет собой монолог песенной формы, пронизанной единым настроением, мыслью и созвучием, концентрирующей переживания одного человека – лирического героя.
Ключевым элементом в различных вариантах песни и стихотворения является Байкал, вокруг которого и вращается основной сюжет. История повествует о тюремном заключённом, который осмелился на опасный и рискованный побег из мест заключения через Байкал, в омулевой бочке, что в то время было достаточно распространённым способом бегства с каторги. В песне ощущается мощь и глубина Байкала.
Первоначальный вариант стихотворения состоял из 11 строф, которые в процессе народной интерпретации были сокращены до 5, при этом были сохранены наиболее важные и существенные элементы. Наиболее широкую известность получили первый и последние куплеты, которые перекликаются между собой и отражают отношение сибиряков к Байкалу; их можно назвать припевами песни. Авторский эпитет «привольный Байкал» был заменен впоследствии эпитетом «священный Байкал», что, на наш взгляд, коррелирует с компонентом сакральности в содержании концепта и отражает отношение сибиряков к Байкалу.
Одна из ключевых идей почтительного отношения к священному морю отражается в припеве, который повторяется в начале и в конце песни, в то время как основные содержательные куплеты затрагивают такие темы, как одиночество, горькая судьба, сибирская ссылка.
Гидроним Байкал как прецедентное имя является ключевым элементом знаменитой песни «Славное море, священный Байкал», именуемой также «гимном о Байкале».
Литература
1. Красноштанов С.И., Левашов В.С. Русские народные песни Сибири и Дальнего Востока // Русские народные песни Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. Т. 14.
2. Минуллин К.М. Композиционное строение и способы художественной изобразительности в татарских песнях: припевы и повторы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (18): в 2-х ч. Ч. II. C. 122–126.
3. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М. Издательство ЛКИ, 2007. – 368 с.
Сведения об авторе
Аспирант кафедры немецкого и французского языков Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета.