Назарова Екатерина Борисовна.
Топонимия Тункинского и Окинского районов Республики Бурятия.
Природа Тункинского и Окинского районов республики Бурятии чудесна и уникальна! Могучие горы, быстрые горные реки, звенящие водопады, нетронутая человеком тайга, минеральные источники, потухшие сотни лет назад вулканы! Красивы не только сами места, но и их названия. Географические названия представляют большую ценность как факт истории народа, его культуры. В современных условиях топонимы являются важным источником сведений об историческом прошлом народов той или иной местности. Они служат средством сохранения традиционной языковой культуры коренного населения.
В Тункинском и Окинском районах очень много красивых горных рек. И названия каждой из них рассказывают о характере течения реки, её русла, особенностях окружающей местности.
Основная артерия Тункинского района — Иркут. По поводу происхождения данного гидронима существует несколько версий. Наиболее вероятно то, что название реки происходит от имени племени багтырху(ырху), обитавшего в Прибайкалье примерно в VIII в. Иркут начинается в месте слияния Чёрного и Белого Иркута. Здесь можно увидеть уникальное явление природы: вода одной реки — тёмная, а другой — белая, как молоко.
Зун-Мурэн —образовано от бурятских слов зуун «восток, восточный» и мурен «большая река». Ангул впадает в Зун-Мурэн, в переводе с бурятского анга «скрытый, открытый, расселина, ущелье, промоина» и уча «гора». Река берёт начало в горной местности Кынгырга;в названии бурятская основа хэнгэргэ, эвенкийская кэнгурэк обозначают «барабан, бубен», «шум, звон», то есть звук бубна или барабана. И действительно, это бурная горная речка, в русле течения издаёт звуки, похожие на бой барабана. На своём пути эта горная река образует 12–15 водопадов.
В долине реки Харагун (в переводе с бур. «чёрная вода»: хара «чёрный, тёмный» и угун «вода»), в горном лесном массиве расположены железистые источники Хонгор-Уула, воды которых используются при лечении многих болезней. Своё название они получили от горы, у подножья которой бьют источники Хонгор–Уула (бур. Хонгор «ласковый, милый, светло-рыжий», уула «гора»). Цаган-Угун — «белая вода» (бур. диал. цагаан «белый» и угун «вода»). Бугатын-гол — от бур.буга «олень», гол «река», происхождение названия объясняется тем, что это место служило водопоем для оленьих стад.
Река Ока дала название целому району. Этимологию этого гидронима буряты производят от слова аха «старший» и связывают с тем, что она является самой большой из рек, стекающих с Восточных Саян в Ангару. Сойоты, коренные жители горной Оки, называют реку Ок-хем «стрела-река», т.е. «быстрая, как стрела». Возможно, Ок-хем приняло у бурят форму Аха и получило иное значение, т.е. подверглось переосмыслению. Существует также предположение, что слово ока на одном из древних, неизвестных нам языков означало «вода».
Ехэ-Хайгас(приток реки Ока): название происходит от бур. Ехэ «большой», хайга «лещ». О происхождении названия реки Зангисан у тункинских бурят имеется такое предание: когда их предки бежали из Монголии, то на их пути оказалась бурная горная река, переплывая которую, многие утонули. И назвали эту реку Зангаса от слова занга «ловушка, западня».
Название Тункинского района производно от этнотопонима — племена тункэ. Тункинская долина также богата минеральными источниками и целебными грязями, которые известны в истории Бурятии с XIII в. Возле них построены курорты и лечебницы (Аршан, Жемчуг, Нилова Пустынь).
Название курорта Аршан образовано от бур. аршан и означает «целебный минеральный источник». Происхождение слова связывают с санскритским рашиани «нектар, питьё богов». В прошлом буддисты приписывали свойство аршана некоторым пресным источникам и поэтому аршаном стали называть ключи (булат) с холодной, чистой водой, наделяя их целебным свойством.
Ниловка(Нилова пустынь) расположилась на берегу реки Ихэ-Ухгунь (бур.Ехэ«большая» и уhан «вода»). По-бурятски Тураанайхалуунаршан, т.е. «туранский горячий источник», «урочище с минеральными источниками». Это селение, известное как курортное, носит имя русского архиепископа Нила. Источник был открыт в начале XIX в. В 1840 г. были сделаны первые анализы воды и затем построены жилые дома и ванный корпус. В 1845 г. весь комплекс был передан архиепископу Нилу Столбинскому, который объявил место «пустынью» и построил церковь. Как известно «пустынью» раньше называли небольшой монастырь в малолюдной местности.
Жемчугские источники получили название от села Жемчуг, вблизи которого они находятся. Происхождение этого слова не имеет однозначного толкования. По-бурятски жэмhэг «лучший кусок мяса», который согласно ритуалу подносили почтенным родственникам при закалывании животного, либо жэмэсэй «ягодное место».
Тункинский и Окинский районы — царство гор, хребтов, перевалов. На сотни километров протянулись Тункинские и Китойские гольцы, на весь мир известны горы Саяны, Мунку-Сардык, Шумак. Саяны берут своё название от имени тюркоязычного племени саян, обитавшего в верховьях рек Енисея и Оки, которое, смешавшись с другими племенами, вошло в состав тувинского народа. На склоне хребта Большие Саяны есть гора Бургатайн-Даба, от монгольского бургас «ива, верба, тальник» и бурятского дабаан «перевал».
Мунку– Сардык —самая высокая вершина Саян, высота которой достигает 3492 метров, получила название от бур. мунхэ «вечный, извечный» и hарьдаг «голец, безлесная горная вершина». Шумак— перевал в Тункинских гольцах высотой 2760 м. В древнетюркском языке означало «погружение, закат, исчезновение», т.е. место, где заходит солнце. Хара-Дабан —перевал в Окинском и Тункинском районах, высота которого 2219 метров, в переводе с бур. «чёрный перевал» (хара «чёрный», дабаан «перевал»). Китойские гольцы —хребет в Окинском районе, его название перенесено от гидронима Китой, что на языке древних кетов (котов) означало «волчий проток». Интересно то, что буряты называли эту реку Хотя (отсюда Китой). В бурятском языке такого слова нет, возможно, это видоизменённое кетское слово.
Гора Бугэйн-Толгой в Тункинском районе похожа на голову оленя, отсюда и название буга бур. «олень», толгой «голова». Гурби- Даба —перевал на границе Тункинского района Бурятии и Монголии. Его высота 2236 метров. Возможно, название образовано от монгольского гурви «впадина, ложбинка» и бурятского дабаан «перевал». Гора Нурайн- байса названа от бур. Hуур «озеро», байса «скала». Сайлаг –Дабан —перевал в Окинском районе (2253 м.) от бур.сайдам «соленый водоём, забелённая вода» и дабаан «перевал».
По берегам рек, у подножья и высоко в горах рассыпаны большие деревни и сёла, маленькие улусы и зимовья.
Название небольшого посёлка Тунка имеет несколько версий происхождения: от этнонима «тункэн», названия давно исчезнувшего племени кераитов-тункаитов; от эвенк. тунга «барабан»; от бур. тунэхэ «блуждать», «бродить» или тунгалаг «нетронутый, свежий»; от бур. Танха «кувшин», так как местоположение Тунки в Тункинской долине можно сравнить с кувшином, стоявшим в корыте. Районный центр Тункинского района — село Кырен (бур. Хирин).Местное население производит название от слова хирээ «ворон, воронье место». Однако наиболее вероятная версия, что это этнотопоним, который происходит от названия племён кири, хири. Подобные топонимы распространены во многих местах Присаянья. Существует и другое предположение, что оно образовано от эвенкийского кири «грязь, грязный». Районный центр Окинского района Орликназван так по имени реки, близ которой он расположен. Название реки имеет тувинские корни: оор «табун, стадо скота», -лэг - суффикс обладания. Местные старожилы утверждают, что прежде в долине реки были богатые обширные пастбища, на которых паслось множество стад и табунов.
Село Тагархай в переводе с бур.таhархай «разорванный, разорванное урочище». На северной стороне Койморских озёр местность изрезана, разорвана на «клочки» руслами многочисленных рек и речек, впадающих в озёра. И сам улус раньше был разделён на много частей по несколько дворов. Название села Койморы (бур. Хоймор «северная сторона») — локативное и обозначает его географическое расположение.
Ойконим Галбай произошёл от бур. галбайха «раскидываться на большом пространстве, шириться, простираться». Деревня Далахай названа по имени бурятского рода далахай.
Село Закатуй получило своё название от того, что так русское население произносило бурятское название Загаhата «рыбный». Село расположено на берегу Иркута,в том месте, где он течёт по кристаллическим породам и образует перекаты и быстрины. Здесь водится много рыбы, особенно хариуса.
К микротопонимам в Окинском районе относятся названия зимовья Бага-Хурьелок (бур.бага « маленький» и хурьелгэ «клокотание») и Балшаргантана реке Тисса (бур. балшаргана от«чемерица» (название растения).
Интересна история происхождения названия села Табалангут, что в Тункинском районе: бур.табалан «впятером, пять семей, пять родов». Учёные отмечают, что монгольские выходцы рода табалангут, пострадавшие от войн между монгольскими и джунгарскими феодалами, перешли в русское подданство в VII в., были расселены в этих местах и образовали Табангутские улусы. Возможно, этим историческим фактом и объясняется появление данного ойконима Тункинского района.
Большая часть топонимов Тункинского и Окинского районов имеют бурятское происхождение, встречаются также названия с эвенкийскими, монгольскими, древнетюркскими корнями. Некоторые названия производны от названий племён, населявших эти земли много веков назад, другие отражают характер местности, его географическое расположение, внешние признаки. Этимология этих названий показывает, как точно местные жители подмечали отличительные черты родных мест.
Список использованной литературы:
1. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. История, система и происхождение географических названий. — Улан-Удэ, 1969.
2. Ринчинова А.В., Шулунова Л.В. Ойконимия этнической Бурятии. — Улан-Удэ, 2005.
3. Шулунова Л.В. Ономастика Прибайкалья. — Улан-Удэ, 1995.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Назарова Екатерина Борисовна, краевед, учитель МАОУ «СОШ № 31», г. Улан – Удэ, Республика Бурятия.