История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

 

Юрина Алина Андреевна.  

Использование приема технологии развития критического мышления «Ромашка вопросов Блума» в лингвокраеведческой работе при изучении топонимов.

 

В рамках кружковой деятельности по изучению ономастики в регионе Воронежская область можно использовать задания, основанные на разнообразных приёмах технологии развития критического мышления, что позволит не только изучить особенности языка региона, привить любовь к родному краю и интерес к изучению русского языка, но и, безусловно, будет способствовать развитию критического и творческого мышления школьников. Школьники будут учиться работать с лингвистическими словарями, с языковым материалом, будут учиться структурировать полученную информацию и анализировать её, выступая в роли исследователей. Учащиеся могут работать как самостоятельно, открывая для себя что-то новое, так и совместно, взаимодействуя друг с другом.

Основными приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо являются следующие: «Кластер», «Мозговая атака», «Синквейн», «Ромашка вопросов Блума», «Бортовой журнал», «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов», «Знаю — хочу узнать — узнал».

Нами было разработано занятие «Происхождение топонима Братки» для кружка по лингвокраеведению с использованием приёма «Ромашка вопросов Блума».

«Ромашка вопросов Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса: простые (при ответе на них нужно что-либо вспомнить), уточняющие (например, если я правильно поняла, то …), интерпретационные (объясняющие) вопросы (начинаются со слов почему / отчего, направлены на установление причинно-следственных связей), творческие вопросы (содержат частицу бы,элементы предположения), оценочные (направлены на оценку того или иного явления), практические (направлены на установление связи теории и практики) [Добротина 2014, с. 102–103].

Цель разработанного нами фрагмента занятия по лингвокраеведению, основанного на использовании приёма «Ромашка вопросов Блума», следующая: в интерактивной форме познакомить учащихся 5–6 классов с историей происхождения топонима Братки (село Терновского района Воронежской области).

Задание. Ответив на вопросы «Ромашки Блума», установите, каково происхождение топонима Братки (название села Терновского района Воронежской области).

Топоним — это название географического объекта.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя справочный материал, опираясь на комментарии учителя, используя ресурсы системы Интернет. Учащимся предлагается слайд со следующими вопросами.

 

 

Братки— село Терновского района Воронежской области, расположено на правом берегу реки Савала.

Село основано ещё в первой половине XVIII века крестьянами-однодворцами, которые были потомками мелких служилых людей [Прохоров 1973, с. 47].

Вопросы:

1.     От какого слова, на ваш взгляд, образовалось название Братки?

Предположение учащихся: от слова браток.

Учитель: какое значение имеет данное слово? (Учащиеся приводят значение слов браток, брат, используя толковые словари, ресурсы сети Интернет).

2.     Если я вас правильно поняла, то словом браток можно называть брата, двоюродного брата, сводного брата, названого брата, а также это слово может служить фамильярным обращением к мужчине?

3.     Почему в названии данного населённого пункта мы можем рассматривать слово брат в значении «лицо мужского пола, находящееся с другим лицом в какой-либо степени родства»? Почему также можно предположить происхождение названия от места Бродки?

Комментарий учителя. Работа со словарями.

Учитель. Местная легенда так объясняет происхождение названия. Жили братья, ссорились. Один из них — Костя — отделился, перешёл на другое место, и кончилась вражда в селе, которое зовется Братками. Если кто-нибудь не поверит легенде, то ему скажут: а почему же тогда село, что находится рядом, называется Костино-Отделец (отдел, отделиться)? Легенда называет и ещё одного брата – Макара, потому и появилось якобы село Макарово (ныне Листопадовка в Грибановском районе) [Прохоров 1973].

Есть ли другие легенды о происхождении названия Братки? Давайте обратимся к словарям и справочникам, системе Интернет (работа по группам).

Подготовленный материал может быть следующим.

Другая легенда рассказывает о том, что «когда-то Савала была так глубока, что для переправы через неё нужно было искать брод. Отсюда и пошло название Братки» [Топонимические предания Воронежской области-1, с.6].

Эта легенда поддерживается научной версией происхождения топонима Братки. Данные словарей позволяют говорить о том, что название Братки в Терновском районе Воронежской области связано с названием места Бродки (от брод). То место, где обосновались первопоселенцы села, было известно как урочище Бродки.

(Комментарий учителя: названия урочище и бродки — это диалектизмы. Диалектное слово, диалектизм — это слово, характерное для какого-либо диалекта, территории; областное слово)

В «Словаре географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями)» Вельмиры Ивановны Дьяковой и Валентины Ивановны Хитровой слово урочище имеет три значения: участок, занятый лесом; выпас, пастбище; болото [Дьякова, Хитрова 2009, с. 323].

Здесь, на речке Савале, находилось место, где можно было переходить на другую сторону вброд, и село получило наименование Бродки. Но, видимо, на топоним оказало влияние акающее произношение и оглушение д перед т:  село стали называть Братки [Прохоров 1973, с. 47].

Этой же версии происхождения топонима Братки вслед за Валентином Андреевичем Прохоровым придерживается Геннадий Филиппович Ковалев в книге «Микротопонимия Воронежской области. Словарь»:

«Бродки (Братки) – урочище, место на р. Савале, «где можно было вплотную подбираться к берегу и переходить на другую сторону вброд», по урочищу названо село Братки (Бродки > Брадки > Братки) Терновского района [Ковалев 2007, с.71]

В «Словаре русских народных говоров» слово брод с воронежской локализацией указано в значении «мелководная речка, ручеек, образующийся из родников» [СРНГ-3, с.184]. (Комментарий учителя: локализация – это место распространения).

В «Словаре воронежских говоров» отмечены омонимы брод  – «мелководная речка, ручеёк, образующийся из родников» и брод — «протоптанная, прокошенная или прорубленная межа для раздела двух соседних участков покоса, леса» (одно из четырёх значений этого слова) [СВГ-1, с. 143].

В этом же значении — «мелководная речка, ручеёк» — упоминается слово бродок  в «Словаре географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями)» В.И. Дьяковой и В. И. Хитровой. Слово брод в данном словаре имеет одно из значений «мелкое место на реке во всю её ширину, где можно перейти реку» [Дьякова, Хитрова 2009, с. 38].

4.     Предположите, какое ещё значение может иметь диалектное слово братки?

(Комментарий учителя. В «Словаре русских народных говоров» лексема (то есть слово) браток имеет семь значений, при этом первые четыре имеют такие значения:1) брат; 2) двоюродный брат; 3) сводный брат; 4) названый брат (локализация — северное, восточное) 5) подросток, юноша; 6–7 значения называют так растения (локализация Южная Россия) [СРНГ-3, с.160]. Словобратки имеет значение «растение ViolatricolorL., сем. фиалковых; анютины глазки (локализация – сибирское) [СРНГ-3, с. 159], сравните: тамбовское брат с сестрой — растение сем. норичниковых; иван-да марья [СРНГ-3, с. 152].

5.     Как вы считаете, какая версия происхождения топонима наиболее вероятна? (От воронежского слова бродки изброд — «мелкое место на реке во всю её ширину, где можно перейти реку»). Почему? (Учащиеся доказывают свою точку зрения).

6.     Где можно применить полученные сегодня вами знания?

(Ученики: полученные знания мы можем применить на уроках русского языка, истории, на занятиях кружка по лингвокраеведению.

Учитель: вы познакомились с терминами топоним, диалектизм, историей  происхождения названия Братки. Эти знания  вам пригодятся при изучении раздела «Лексика. Культура речи» в 6 классе, а также при изучении курса «Историческое краеведение» и, конечно, на занятиях по лингвокраеведению).

Так приём «Ромашка вопросов Блума» позволяет развивать навыки критического и творческого мышления, навыки исследовательской работы школьников при их знакомстве с историей происхождения топонима Братки на занятиях кружка по лингвокраеведению.

Литература:

1.     Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011.

2.     Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5–9 классах. — М, 2014.

3.     Дьякова В.И., Хитрова В.И. Словарь географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями). — Воронеж, 2009.

4.     Ковалев Г.Ф. Микротопонимия Воронежской области. Словарь. — Воронеж, 2007.

5.     Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. — Воронеж, 1973.

6.     Словарь воронежских говоров. Вып. 1. — Воронеж, 2004.

7.     Словарь русских народных говоров. Т. 3. — Л., 1968.

8.     Топонимические предания Воронежской области. Вып. 1 / Сост. Е.А.Орлова. Под ред. Т.Ф. Пуховой. — Воронеж, 2001.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:  Юрина Алина Андреевна, студентка 4 к.  историко-филологического факультета Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Людмила Николаевна Верховых.

Новости словесности

Фамилии Белоруссии: одинаковые фамилии у разных семей могут восходить к разным именам

   Двуимённость восточных славян, сохранявшаяся вплоть до второй половины XVII века в виде одновременного бытования крестильных и мирских имён, ярко отразилась и в современных фамилиях жителей Белоруссии. Примером этого являются и фамилии Антюшины, Радейко и Любко, о происхождении которых рассказывает известный белорусский учёный Ирина Олеговна Гапоненко.

Подробнее...

Имена наших побед: Арсений Пестерников

   В Интернете существует тьма сайтов, авторы которых практически про любую фамилию «рассказывают» в стиле рыцарского романа: «древняя», «знатная», «дворяне времён Ивана Грозного» и т.п. Начитавшись этого, многие потом неохотно читают сообщения о том, что их фамилия никогда не была замечена в дворянских и княжеских родах. И часто не замечают, что их фамилия - пусть и не княжеская - вписана в историю России поистине золотыми буквами. Сегодня рассказ об одном из героев Великой Отечественной войны - Арсении Пестерникове.

Подробнее...

История России в фамилиях: Юрий Гагарин

   Не многие задумываются над тем, насколько точно «отразились» в фамилии Юрия Гагарина и его характер, и тот факт, что он стал первым космонавтом. Может быть, оно и хорошо, иначе толкователи сразу заявили бы, что это судьба и всё было «запрограммировано» фамилией. Действительно, Гагара - птица, Гагарин - лётчик; глагол «гагарить» в русских говорах означал «сильно, заливисто смеяться, заливаться смехом», а улыбку Гагарина знают все. В последние годы появилось много исследований, по-разному представляющих родословную Юрия Алексеевича. Но, например, отец первого космонавта говорил: «Мы, Гагарины, народ весёлый. Поэтому и фамилия у нас такая. Умеем мы посмеяться, стало быть погагарить, если говорить по-деревенски. А кто людей веселит, за того и мир стоит».

Подробнее...

История слов: котлеты - пожарские и по-киевски

   Эту статью можно читать в любое время. Например, перед едой, для поднятия аппетита. Можно и во время или сразу после еды, но эффект тогда будет уже не тот. Но главное - её хочется перечитывать каждый день. И тогда вы поневоле запомните, что первые русские котлеты появились значительно раньше самого слова «котлета», котлеты по-киевски придумали не в Киеве, а пожарские котлеты действительно родились в ситуации, когда решение нужно было принимать быстро, но мудро - как при пожаре.

Подробнее...

Наши новости

56-я Научная студенческая конференция по топонимике

     г. Москва, 30 марта 2021 г., 12.00 (на платформе Zoom)

     Руководители: Татьяна Петровна Соколова, к. филол. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Школа N 2123 им. М. Эрнандеса".

     Вступительное слово: Андрей Васильевич Барандеев, к. филол. наук, профессор, председатель Топонимической комиссии.

Подробнее...

Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой доступен исследователям

     Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова приглашает Вас принять участие в работе круглого стола по теме «Научный архив Раисы Николаевны Клеймёновой в собрании Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова».

     Заседание состоится 31 марта 2021 г. в 15.00 по адресу ул. Моховая д. 9.

Подробнее...

Поздравляем с 8 марта!

     Дорогие дамы! Коллектив Исследовательского центра "История фамилии" от всей души поздравляет вас с Международным женским днём! Желаем вам всегда быть обаятельными и энергичными, а самое главное - любящими и любимыми. Хорошего вам весеннего настроения, здоровья и оптимизма!

Большой Курильской вопрос

     Приходя на новые земли, люди часто изменяли или переиначивали на свой манер названия, данные этим землям их предшественниками. И такая чехарда происходила на протяжении тысячелетий. Поэтому сегодня учёные пишут толстые топонимические словари и выдвигают порой противоположные версии о происхождении многих географических названий. И спорят, и каждый по-своему прав. В России, правда, никому в голову не приходит предложить отказаться от исторического названия на основании только того, что оно «не родное»: это же часть нашей истории и культуры. Хотя мы видим, что практически на всём постсоветском пространстве это не так.

     И вот, видя, как кто-то из соседей скачет и требует подарить ему часть российской территории, военный человек говорит: «Если придется отстаивать остров, как, например, некогда бились за Даманский, то пусть лучше это будет остров Дерзкий, чем Шикотан». Неожиданно, да?

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

История фамилии © 1996-2021.