История фамилии

Исследовательский центр. Основан в 1996 году.

 

А.В. Чуманов

г. Томск

К вопросу о происхождении топонима «Шуш»

В юбилейный год Февральской и Октябрьской революций в памяти многих людей всплывают знаковые события и имена деятелей той эпохи. Из имён революционеров одним из первых на ум приходит имя В.И. Ульянова-Ленина. В его биографии, как и в биографиях многих других большевиков, имелся период ссылки в Сибирь. Но в отличие от соратников по партии, которые отбывали ссылку в основном в холодных северных краях: Нарыме, Туруханске и др., Владимира Ленина направили в район с наиболее благоприятным климатом и условиями проживания — на юг Сибири в село Шушенское Енисейской губернии.

Название села происходит от речки, на которой оно стоит, – р. Шушь, правого притока Енисея. В попытках выяснить этимологию данного названия обнаружилось, что это не единственный топоним, имеющий в основе компонент «шуш». Данный компонент встречается преимущественно в  гидронимах и в основном на юге Красноярского края. Например, в Шарыповском районе Красноярского края расположена р. Малая Шушь, приток оз. Белого. Уже упоминавшаяся р. Шушь, на берегах которой расположено с. Шушенское, имеет притоки Малая Шушь и Средняя Шушь. На северо-востоке Кемеровской области протекает р. Шушул, левый приток Урюпа.

Кроме того, термин «шуш» зафиксирован во многих исторических источниках. Начиная с XVII в. в русских документах неоднократно упоминаются т.н. «шушские (шустские, шуйские) татары», которые занимали территории по реке Урюп, левому притоку Чулыма и рекам Шушь (ныне р. Шушул) и Береш, притокам Урюпа. Они считались данниками енисейских кыргызов, могущественных кочевников, занимавших территории Хакасии и левобережья Енисея на юге Красноярского края. Одним из следствий экспансии в Сибири и объясачивания кыргызских кыштымов (данников) со стороны Российского государства, в том числе и шушских татар, стала русско-киргизская война, продолжавшаяся без малого сто лет. В отечественных документах XVII – начала XVIII вв. шушские татары часто назывались изменниками, поскольку нередко нарушали присягу на верность русскому царю, что выражалось в отказе выплачивать ясак, выступлении военными союзниками кыргызов и пр. В первой половине XVIII в. уже после поражения кыргызов в этой войне и наступления здесь мира известный российский учёный Г.Ф. Миллер проследовал по этим территориям. В «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в теперешнем его состоянии, в октябре 1734 года» он отмечал, что в Шуйской волости имеется 20 плательщиков ясака. Плательщиками ясака являлись мужчины, главы семей, стало быть шушский род состоял из 20 фамилий. В начале ХХ в. потомки как шушских татар, так и енисейских кыргызов, проживавшие на территориях Минусинского и Ачинского уездов, были включены в состав искусственно образованного хакасского этноса.

Имеются упоминания и других топонимов с компонентом «шуш». Например, в 1722 году учёный Д.Г. Мессершмидт во время путешествия по Сибири оставил в своих дневниках упоминание о некоем озере «Sus-Urjup», лежащем вблизи русла р. Чулым: «По ту сторону реки (Чулыма — прим. авт.) расположено несколько татарских юрт, которые назывались юрты Sus-Urjup, от названия озера Sus-Urjup, и имели тучные стада, здесь я остановился до следующего переезда» [Мессершмидт Д.Г. Дневники: Томск-Абакан-Красноярск...с. 92].

На кызыльском диалекте хакасского языка слово «шуш» означает «утка-крохаль». Соответственно, упрощённым толкованием имени реки, имеющей в названии основу «шуш», будет «утиная река».

Другое объяснение термина связано с тем же переводом, однако оно несколько сложнее. В данном случае утка-крохаль являлся тотемом хакасского сеока (рода) «шуш». Представителям данного рода было запрещено убивать уток и лебедей, а невесткам того же рода запрещалось произносить вслух слово «шуш», его можно было лишь заменять другим близким по значению словом [Бутанаев В.Я. Происхождение хакасских родов и фамилий...с. 21]. Согласно этой версии, термин «шуш» является еще и этнонимом. Стоит отметить, что у хакасов и в наши дни одной из наиболее распространённых является фамилия Шушеначевых, ведущая свою родословную от Шешугача, главы Шуйского сеока в 1706–1718 годах [Там же, с. 77]

По нашему мнению, термин «шуш» имеет самодийское происхождение. В мифологии самодийских народов сохранились предания о прародине, располагавшейся на юге в горной стране Нум. Научные исследования подтверждают сведения из мифов. Ещё не так давно в Саянах и, возможно, в предгорьях Алтая обитали различные группы т.н. «саянских» (южносибирских) самодийцев.

В настоящее время в состав самодийской группы уральской языковой семьи входят селькупы. Одна из племенных групп селькупов с самоназванием «шешгула» («шеш» – таежный, «гула» – люди) ко времени прихода русских в Сибирь жила на территории Среднего Приобья. Основываясь на фонетическом сходстве терминов «шуш» и «шеш», мы допускаем возможность генетических связей данных этносов. Оказаться же на Средней Оби предки группы «шешгула» могли, например, мигрировав из Минусинской котловины, где расположено с. Шушенское и протекает р. Б. Шушь, в направлении вниз по руслу Чулыма. В пользу данного предположения может послужить тот факт, что самодийцы в историческое время проживали и в местности, где встречаются топонимы с компонентом «шуш» (в Хакасско-Минусинской котловине), а также то, что распространение последнего термина в бассейне р. Чулым предположительно указывает на вероятный путь предков «шиешгула» в направлении с Енисея на Обь.

Удивительный факт, но известный из истории древний город Сузы на персидском языке назывался «Шуш». На месте древнего города сейчас находится маленький иранский городок с тем же названием («Шуш»). Государство Элам, столицей которого были Сузы, шумеры, жившие по соседству, называли словом «Ним». Вспомним, что самодийцы в собственных мифах почти так же называли свою южную прародину («Нум»). Простые ли это совпадения или звенья одной цепи, науке ещё предстоит ответить в будущем.

Однако учёные давно обращали внимание на общие черты в языке и культуре у самодийских народов и народов Передней Азии. Этнограф Г.И. Пелих указывала на сходство селькупских орнаментов, конструкции жилища (карамо), типа погребения, ряда лексем и др. – с шумерийскими [Пелих Г.И. Происхождение селькупов…с. 159-168].

Правда, позднее В.Ю. Гусев, проанализировав лексические схождения в языках шумеров и самодийцев, установленные Г.И. Пелих, пришел к выводу, что большинство из них являются ошибочными, а оставшиеся (четыре) довольно слабы [Гусев В.Ю.О лингвистических шумеро-селькупских параллелях у Г.И. Пелих...с. 248-266].

А.М. Малолетко отмечал, что, по данным топонимики, прародиной самодийцев вероятнее всего является Южный Туркменистан, в который они ранее мигрировали с Иранского нагорья [Малолетко А.М. Древние народы Сибири Т.6... с.170-171].

В настоящее же время определённая, хотя и не прямая, связь самодийцев и древних народов Передней Азии прослеживается благодаря последним исследованиям пазырыкской культуры Горного Алтая (VI – III вв. до н.э.). Согласно им, по всей видимости, носители данной культуры были мигрантами из районов Средней или же Передней Азии, смешавшимися с автохтонными самодийскими популяциями Алтая. [Историческая энциклопедия Сибири [в 3 т.]/Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. – Новосибирск. 2009]. Учёные идентифицируют пришельцев с различными древними народами: саками, массагетами, согдийцами, усунями, сарматами, киммерийцами и др. Но то, что они принадлежали к индоиранским народам, практически не вызывает сомнений, поскольку и тип погребений, и положение тел, и татуировка мумий, но, самое главное, предметы материальной культуры, сопровождавшие их, – всё свидетельствует об этом. Надо сказать, что данные предметы отлично сохранились в условиях вечной мерзлоты высокогорий Алтая, как, например, знаменитый древнейший ковер возрастом 2500 лет с характерным иранским орнаментом, найденный в одном из пазырыкских курганов. Представители пазырыкской культуры имели тесные контакты как с иранским миром, так и с соседними самодийскими народами, что и неудивительно, учитывая их происхождение. Возможно, что посредством данной культуры мигрировал и топоним «шуш» из районов Передней Азии в бассейн Енисея. Поэтому территориальные и хронологические рамки термина «шуш» могут быть значительно расширены в результате дальнейших исследований.

Литература:

http://irkipedia.ru/content/pazyrykskaya_kultura_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st026.shtml

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller/pred6.phtml?id=9712

Бутанаев В.Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. Лаб. этнографии НИС Абакан. гос пед. ин-т. – Абакан: [б.и.], 1994 (УПП «Хакасия»). – 93 с.

Гусев В.Ю. О лингвистических шумеро-селькупских параллелях у Г.И. Пелих // Археология и этнография Приобья: Материалы и исследования: Сборник трудов кафедры археологии и этнографии ТГПУ. Томск, 2011. Вып. 4. С. 248–266.

Малолетко А.М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Т. 6. Раннее заселение Северной Азии. Томск, Томский университет, 2012. – 336 с.

Мессершмидт Д. Г. Дневники: Томск-Абакан-Красноярск : 1721-1722 / Д. Г. Мессершмидт ; [науч. ред. к. ист.н. Э. Л. Львова ; пер. с нем., предисл. и коммент. Е. А. Ким]. – Абакан : [б. и.], 2012 (Тип. "Кооператив "Журналист"). – 159 с.

Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том.ун-та. 1972 – 424 с.

Новости словесности

Имена менять не надо

   Много лет СМИ - развлекательные и «многовекторные» - рассказывали своим читателям от том, как легко можно изменить жизнь к лучшему, если поменять имя, а ещё лучше – заодно и отчество с фамилией. Похоже, у них что-то стало получаться.

   Но тут приходит тётя и говорит...

Подробнее...

Необычные имена Башкирии

   В Башкирии подвели итоги необычного имятворчества жителей республики за минувшие два года. Поставив перед собой цель отобрать самые редкие имена, авторы рейтинга сделали впечатляющую выборку, которая вполне могла бы претендовать на общероссийскую или даже мировую.

Подробнее...

На освобождённых территориях ЛНР начали возвращать домайданные названия

  10 марта 2022 года глава ЛНР Леонид Пасечник подписал указ, согласно которому в освобожденных районах Луганщины будут восстановлены все названия населённых пунктов, а также внутригородских объектов улиц, площадей, скверов и т.д.), существовавшие на 8 мая 2014 года, но незаконно изменённые местными властями в период оккупации этих земель после киевского переворота 2014 года.  

Подробнее...

Братки, Марс и Бутырка: как появились необычные названия воронежских населённых пунктов

   Названия многих деревень и сёл кажутся непонятными, и местные жители придумывают целые легенды, чтобы осмыслить историю возникновения своей родины. Такие предания продолжают жить, несмотря на то, что есть и научные объяснения, и даже целый раздел языкознания, который изучает названия географических объектов – топонимика. Почему Новая Усмань раньше была Собачьей и правда ли, что село Хреновое назвал сам Пётр Первый, «TV Губерния» разбиралась, основываясь на трудах воронежских учёных.

Подробнее...

Наши новости

Опубликованы тезисы докладов участников 57-й Научной студенческой конференции по топонимике. 2022.

   Конференция состоялась 30 марта 2022 г. в 15.00 (на платформе Zoom).  Ознакомиться с тезисами можно в разделе ОНОМАСТИКА (в подразделах ТОПОНИМИКА, АНТРОПОНИМИКА и ДРУГОЕ) или пройдя по ссылкам, указанным  в этом материале. 

Подробнее...

Какими мессенджерами вы пользуетесь?

   В последние годы мы привыкли к тому, что практически все посетители нашего сайта пользуются для оперативной связи приложением WhatsApp. Но с ним в любом случае нужно расставаться. Значит, следует найти полноценную замену, возможно, в виде двух-трёх наиболее толковых сервисов.

   Мы уже подключили Telegram и рады, что за март на него переключилось большое число наших постоянных заказчиков. Будем признательны, если вы подскажете, какими ещё приложениями вы пользуетесь для связи. Сообщить об этом... 

Подробнее...

Об изменении графика работы нашего центра 2 и 3 апреля

   Дорогие друзья! В субботу 2-го апреля наш центр работать не будет. Приносим свои извинения. Но мы всё наверстаем в воскресенье: 3-го числа работаем с 12.00. Поэтому, если у вас срочный заказ, смело оформляйте заявку: в воскресенье мы созвонимся, и в понедельник 4-го апреля наш курьер сможет доставить Фамильный диплом вам на работу или домой.

2022! С Новым годом и Рождеством!

   Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! От души поздравляем вас с новым, 2022 годом и Рождеством Христовым! Желаем вам мира и добра, здоровья и благополучия во все дни наступающего года! А в ближайшей перспективе - светлых и радостных новогодних и рождественских дней!

Подробнее...

Поиск по сайту

Научно-популярная газета "Мир имён и названий"

©ИИЦ История фамилии, 1996-2022.