Бегов Азиз Камильевич
РУССКИЙ ТОПОНИМИКОН ДЕЛЬТЫ РЕКИ ТЕРЕК
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
В изучении этнического состава населения и географической среды определённый интерес представляет топонимикон небольшой территории. Такой территорией является дельта реки Терек в пределах Республики Дагестан. Это территория Кизлярского и Тарумовского районов с компактным заселением русских. Кроме русских, согласно справочнику «Районированный Дагестан 1929 года» в Кизлярском (ныне в Кизлярском и Тарумовском) отмечается проживание ногайцев, украинцев, армян, грузин, немцев и др. Русские составляют 26475 человек, что равно 82 % всей численности этого района, в г. Кизляре, соответственно, — 4172 и 39,8 [5, с.4. Ч.2, 47–50], по Всероссийской переписи населения 2002 г. в Кизлярском районе — 10977 и 19,01, в Тарумовском — 7174 и 25,09, в г. Кизляре — 25111 и 49,2 [4, с.30, 57, 71]. По данным В.Ф. Алиева, в 2009 г. в Кизлярском районе числятся русских 10977 человек, владеющие этим языком — русские — 99,49 %, в Тарумовском — 7174 и 99,9 в г. Кизляре — 25111 и 99,44 [1, с.107–109].
Русский язык является среди других народов, населяющих дельту р. Терек, языком межнационального общения, образования, культуры. Им приписывается добросовестность, честность, уважение к другим народам, живущим в одной братской семье. Ф.З. Феодаева пишет: «Кизляр – важный военно-административный центр Северного Кавказа и сыграл большую роль в жизни народов Кавказа, особенно в укреплении русско-кавказских связей» [6, с.82]. Далее, на этой странице она продолжает: «Торговые связи Кизляра были достаточно обширны как с различными районами Кавказа, в том числе и Дагестана, так и со многими городами России, играл роль крупного транзитного центра на протяжении XVIII– первой половины XIXв.» [6, с.82]. По мнению Х.Л. Ханмагомедова и З.М. Гаджиевой, с созданием русских поселений укрепляются экономические связи Дагестана с Россией [7, с.86]. В.Ф. Алиева подчёркивает: «В 1588–1589 годах в устье реки Терек, на одном из его притоков — Тюмени была построена крепость Терки (Терский город). Это первое русское поселение на территории нынешнего Дагестана» [1, с.90]. Далее, на этой странице В.Ф. Алиева продолжает: «Во второй половине XVIвека в низовьях Терека возникают поселения русских казаков. Они расселились по холмам и предгорьям вдоль реки Терек. Это были вольные люди, впоследствии, получившие имя терских (по названию реки) и гребенских (в значении «горные») казаков, которые прибывали в край из самых различных мест России: Дона, Волги, Рязани и т.д. В составе терских казаков имелись и представители северокавказских, в том числе, и дагестанских народов [1].
В современной ойконимии дельты р.Терек отмечаются финали на –к(а), -ый(-ий), -ое (-ая), -о, -ов (-ев, -ово, -ево), -ск. Типичными примерами являются в Кизлярском районе — Ефимовка, Ясная Поляна, Косякино, Суюткино, Брянск, в Тарумовском — Имунный, Выше-Таловка, Кузнецовское. От названий колхозов и совхозов возникли ойконимы: в Кизлярском районе — Имени К. Маркса, Имени Кирова, в Тарумовском — Имени Горького, Красный Рыбак, Заря Комунны и др. Географическое положение отмечают ойконимы Южное, Речное, Заречное, Выше-Таловка в Кизлярском, Раздолье, Привольный в Тарумовском районах. Символическими ойконимами являются: Красное, Краснооктябрьское, Первомайское, Советское в Кизлярском районе, Рассвет — в Тарумовском. В современной ойконимии дельты р. Терек немало названий, связанные с расположением населённых пунктов в географическом пространстве в связи с переселением их жителей на новое местожительство. Таковы ойконимы с лексемами новый (ново-, новое, новая), старый. К примеру, с первыми связаны названия населённых пунктов в Кизлярском районе — Нововладимирское, Новая Серебряковка, Новое, Новокохановское, Новокрестьянское, Новомонастырское, Новогладковка, Новонадеждовка, Ново-Теречное, Новый Бирюзяк, в Тарумовском — Новогеоргиевка, Новодмитриевка, Новоромановка, Кизлярском — Старо-Теречное и др. Они отмечены в указанных районах в «Едином реестре административно-территориальных единиц Республики Дагестан» [2, с.54–59]. В 2009 г. Центральный государственный архив Республики Дагестан издал «Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920–2000 гг.» [3]. Такой справочник, насколько нам известно, в Республике Дагестан издаётся впервые. Он может служить материалом для ойконимических исследований. Здесь немало населённых пунктов, которые не существуют или сняты с учёта в связи с объединением, переименованием, т.е. перешедшие из активного фонда в пассивный, но они представляют лингво-историко-географический интерес для восстановления некогда существовавших населённых пунктов: их надо было подчеркнуть, что, к сожалению, не сделано составителями. В предлагаемом нами случае значение справочника усилилось бы как справочника для «государственных и хозяйственных органов, а также [для использования] научными сотрудниками и краеведами», как отмечено на с. 33 данного справочника [3].
Такими ойконимами, перешедшими из активного фонда в пассивный, являются, по нашему мнению, названия хуторов в «Районированном Дагестане 1929 г.», по Аверьяновскому сельсовету — Шелковской, Чистяковский, в Большебредихинском — Абазовский, в Большеарешевском — Петенькин, в Крайновском — пос. Чернозубово-Кош, Огузском — аул Мечеть, Новобирюзяковском — хутора Кривенко, посёлки Чаканный, Конный, Култук и др. [5]. В дельте р. Терек немало ойконимов, да и других категорий топонимического комплекса, связанных с биоразнообразием и ландшафтами территории, заселением русских. Такие ойконимы сохранились в микротопонимии региона. Их выявление и изучение представляет большой научный и познавательный интерес. К сожалению, они в дельте Терека не собраны и не обобщены.
Для дальнейшего изучения топонимикона дельты Терека считаем необходимыми: 1) комплексное изучение всего топонимикона региона с учётом географических, исторических и исторических данных; 2) собрать полевым путём весь топонимикон региона: а) топонимические термины, формирующие топонимию русского происхождения с учётом диалектных особенностей русских Дагестана; б) топонимию дельты р. Терек изучить по географическим признакам, словообразованию и их исторической обусловленности, связав с этнографией, археологией, ландшафтоведением в целях восстановления «исчезнувших» этносов, былых растений и животных, уникальных орографических, гидрографических объектов микротопонимического характера; 3) беглое изучение топонимического материала в Центральном государственном архиве Республики Дагестан Х.Л. Ханмагомедовым показало обилие этого материала, не подвергнутого научному осмыслению; 4) рассмотренный нами ойконимикон региона по «Районированному Дагестану 1929 г.», «Историко-архивному справочнику административно-территориального деления Дагестана за 1920-2000 гг.», «Единому реестру административно-территориальных единиц Республики Дагестан» 2007 года издания может служить отправным для дальнейшего изучения данного вопроса в монографическом плане с далеко идущими целями, т.е. и на уровне магистерских и кандидатских диссертаций на соискание учёных степеней по географическим, историческим и филологическим наукам; 5) не изученной проблемой топонимикона дельты р. Терек остаётся микротопонимия русского казачества Дагестана, которая прольёт новые сведения в формировании их лексическими средствами. Правда, в этом отношении имеется исследование в рамках ойконимов [8].
В целом, в дельте р. Терек топонимический фон русский, пласт — тюркский (ногайский), имеются отдельные вкрапления топонимов украинского, арабского, ираноязычного происхождения и др.
Литература:
1. Алиева В.Ф. Этнодемографические портреты народностей Дагестана. Махачкала: Изд. Центра Региональных этнополитических исследований Даг. науч. центра РАН, ИПФ «Наука» Даг. науч. центра РАН, 2009. 224 с.
2. Единый реестр административно-территориальных единиц Республики Дагестан / Главный ред. А.Т. Рагимов: Махачкала: Издатель: Минюстиция РД, 2007. 179 с.
3. Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920–2000 г. / Сост. М.И. Лагутина (и отв. составитель), Б.К. Гайдарбекова, М.И. Масуева, Д.Б. Раджабова, Т.Л. Яременко. Махачкала: Изд. ЦГА РД, 2009. 403 с.
4. Национальный состав населения Республики Дагестан по данным Всероссийской переписи населения по состоянию на 9 октября 2002 г. / Из архива отдела переписи населения и демографической статистики Территориальной Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. 83 с.
5.Районированный Дагестан: административно-хозяйственное деление ДССР по новому районированию 1929 г. Махачкала: Изд. Орготдела ЦИК ДССР, 1930. 114 с.
6. Феодаева Ф.З. Кизляр — экономический и административный центр России на Северном Кавказе в XVIIIв. // Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа: Региональная научная конференция (г. Махачкала, 11-12 июня 1980 г.). Тезисы докладов. Махачкала: Изд. Ин-та истории, яз. и лит-ры им. Г. Цадасы Даг. фил. АН СССР, 1980. С. 82.
7. Ханмагомедов Х.Л., Гаджиева З.М. Русские, их расселение, численность, сельские населенные пункты и место в социально-экономическом развитии Дагестана // Сельская Россия: прошлое и настоящее. – Вып. 2: Доклады и сообщения 8-ой российской науч.-практ. конф. (Орёл, ноябрь 2001 г.). М.: Изд. «Энциклопедии российских деревень» и др., 2001. С. 85–87.
8. Ханмагомедов Х.Л., Гебекова А.Н. Станицы Северо-Восточного Кавказа, их основания, происхождения названий: к вопросам дальнейшего изучения // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 25 ноября 2018 г.). Волгоград. Науч.-издат. центр «Аэтерна», 2018. С. 187–196.
Бегов Азиз Камильевич, студент 3 курса инженерного факультета ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства».
Научный руководитель Ханмагомедов Ханмагомед Лязимович, д.г.н., проф. кафедры «Землеустройство и кадастры» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства».