ВВЕДЕНИЕ
"Москва – не город, а целый мир!" – гласит народная мудрость. Нам, москвичам, даровано великое прошлое, которое благодаря общим трудам и заботе должно стать и залогом нашего великого будущего.
К сожалению, за многие десятилетия XX века мы стали хуже знать свою собственную историю, перестали дорожить своей родной речью, стали менее заботливо охранять свои памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры.
Перу совестливого русский писатель и ветерана Великой Отечественной войны Бориса Васильев принадлежат такие горькие, но справедливые строки: "Мы напрочь забыли о культуре по той простой причине, что не понимаем, для чего она необходима и что она такое вообще. Мы восстанавливаем храмы Божьи с энтузиазмом внезапно уверовавших дикарей, не понимая, что для истинной Веры надо сначала построить Храм в душе своей. Никакая вера не способна превратить зверя в агнца Божьего, если в душе его не посеяны зерна общечеловеческой нравственности. А на это способна только культура во всех ее проявлениях: бытовом, семейном, правовом, научном, творческом. Ведь культура - это не знания Уголовного Кодекса, не религиозные постулаты, не обучение школьным азам. Культура есть система выживания нации, проверенная всем тысячелетним опытом ее существования. В этом и заключается национальная идея, и не следует сочинять в кабинетах то, что давно уже существует, как данность, если мы намерены выжить как нация".
Но – продолжим вслед за Борисом Васильевым – для этого очень нужны умные и действенные законы. В 1996 году депутаты Московской городской Думы и члены Правительства Москвы пришли к выводу: столице нужен специальный закон, регламентирующий все вопросы, связанные с присвоением, функционированием и заменой названий улиц, площадей, переулков, станций метрополитена, с восстановлением исторических географических названий. Затем мэр Москвы Ю.М.Лужков поручил Московской городской межведомственной комиссии по наименованиям улиц подготовить проект всеобъемлющего "топонимического" закона для внесения его в Московскую городскую Думу. [1] В числе основных разработчиков закона были академик РАЕН, профессор В.П.Нерознак, доктор филологических наук, профессор М.В.Горбаневский, заслуженный работник культуры РСФСР, секретарь Московской городской межведомственной комиссии по названию улиц М.Ф.Симонова, доктор географических наук, профессор Е.М.Поспелов (ныне покойный), эксперт-правовед Мэрии Москвы В.Ф.Муромский. Можно сказать, что работа над новым законом явила яркий пример объединения опыта московских ученых и представителей двух ветвей власти столицы – законодательной и исполнительной. В итоге это дало ценный сплав научной теории и социальной практики управления мегаполисом.
Москва и в данном случае показала пример всем другим субъектам Российской Федерации, тогда еще не помышлявшим о разработке собственных законов, касающихся топонимии как элемента историко-культурного наследия того или иного региона и как элемента его социальной инфраструктуры.
В чем состоят особенности и характерные черты Закона города Москвы "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" ?
Администрация города и депутаты Московской городской Думы с самого начала работы над Законом придавали его проекту важное социальное, политическое и правовое значение. Сама идея разработки первого в России и в Москве "топонимического" закона и его основное содержание не преследовали каких-либо революционных или идеологических целей, были весьма далеки от крайностей. Жизнь объективно показала, что Закон был благожелательно встречен общественностью и жителями города.
Все мы понимаем, что наименования улиц и площадей, местностей и территориальных единиц, других внутригородских объектов города Москвы выполняют важную социальную функцию как слова-ориентиры и одновременно представляют собой памятники истории, языка, культуры, свидетельства духовных традиций и образа жизни москвичей. Исторические же названия являются таким же народным достоянием, как и памятники архитектуры, искусства, литературы, фольклора.
Городская топонимическая система это исторически сложившаяся и определенным образом внутренне организованная совокупность топонимов на территории города, характеризующаяся общностью историко-культурных, смысловых и словообразовательных моделей.
Проблема наименования проекта Закона рассматривалась в нескольких вариантах, все они были связаны либо с сужением или расширением круга объектов, подлежащих наименованию в соответствии с настоящим Законом. Ученые Российской академии наук, Института законодательства и сравнительного правоведения, специалисты-практики, разработчики и эксперты Закона, руководствуясь федеральным и городским законодательством остановились на наименовании его проекта в том виде, который в результате и был принят Московской городской Думой – "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы".
Закон регулирует порядок наименования следующих объектов города:
– территориальных единиц – районы, административные округа и другие части территории города, имеющие наименования и границы, закрепленные городскими правовыми актами;
– линейных транспортных объектов – аллеи, бульвары, набережные, мосты, переулки, площади, путепроводы, проезды, просеки, проспекты, тупики, улицы, шоссе, эстакады;
– локальных транспортных объектов – станции метрополитена, остановки наземного городского транспорта.
Что касается наименования хозяйствующих субъектов, различного рода социально-культурных учреждений города, то наименование их производится в соответствии с ранее принятым федеральным и городским законодательством. Вместе с тем разработчики Закона считают, что в этом вопросе в столице имеются серьезные недостатки и следовало бы, в известной мере руководствуясь базовыми постулатами, нормами и опытом правоприменительной практики действующего "топонимического" закона, упорядочить в ближайшей перспективе и наименование этих городских объектов – магазинов, торговых центров, кафе, ресторанов, клубов и досуговых центров и т.д.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации" и Уставом города Москвы наименование территориальных единиц, улиц и станций метрополитена находится в ведении Москвы, как субъекта Российской Федерации.
Принятие Закона г.Москвы "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" было обусловлено необходимостью:
1) приведения правовой базы в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена в соответствие с Уставом – Основным Законом города Москвы:
2) установления единого порядка в осуществлении деятельности, связанной с присвоением, заменой и употреблением названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена,
Потребность упорядочения употребления названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена приобрела особую актуальность в связи с дальнейшим ростом территории Москвы и развития ее транспортной сети. Ранее принятые правовые нормативные акты в этой области не могли применяться во всех случаях, использоваться в полном объеме из-за их недостаточности и несоответствия Уставу города Москвы. В связи с этим деятельность Правительства Москвы в сфере наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы и замены их названий была затруднена.
Окончательный текст действующего Закона состоит из 18 статей. Концептуальные положения Закона:
1) обеспечивают соответствие законодательства города Москвы в названиях территориальных единиц, улиц и станций метрополитена Конституции Российской Федерации и Уставу города Москвы:
2) определяют политику и компетенцию органов государственной власти и городского (местного) самоуправления города Москвы в этой сфере и создание законодательных основ деятельности по наименованию этих объектов и замене их названий, по употреблению, учету и сохранению наименований как части исторического и культурного наследия Москвы и Российской Федерации:
3) обеспечивают правовое регулирование отношений, возникающих в данном вопросе:
4) определяют порядок присвоения улицам имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан России и зарубежных стран;
5) защищают интересы государства, города, юридических лиц и граждан (жителей Москвы) в сфере употребления географических названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена, создают условия для удовлетворения потребностей органов власти, народного хозяйства, науки, образования, культуры и средств массовой информации в официальной информации о наименованиях данных объектов.
Закон достаточно демократичен. Юридические и физические лица, жители Москвы вправе вносить свои предложения по наименованию объектов города и они должны быть рассмотрены.
Определена в тексте Закона и процедура рассмотрения этих предложений. Однако окончательное решение вопроса о наименовании или изменении наименований улиц и станций метрополитена остается за Правительством Москвы.
Учитывая остроту вопроса, связанного с изменением наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена, Закон определяет исключительные случаи, когда возможно изменение названий указанных объектов (статья 15).
Замена названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена производится в случаях:
– при восстановлении исторических названий, имеющих особую значимость как памятники истории и культуры города и страны, утраченные в предшествующие периоды;
– при изменении статуса и/или функционального назначения соответствующего объекта;
– в целях устранения дублирования наименований в пределах города.
Известно, что сама тема московской городской топонимии вызывает большой интерес как у жителей столицы, так и у общественных организаций.
В Правительство Москвы и Московскую городскую Думу ежегодно поступает большое количество предложений об увековечении памяти граждан России и зарубежных стран, о присвоении улицам Москвы их имен. Например, только за период, предшествовавший принятию закона (в 1996-1997 гг.) в Московскую городскую комиссию по наименованиям улиц поступило более 300 предложений по вопросам наименования улиц и станций метрополитена. Вот несколько небольших примеров: деятели культуры предлагали в названиях улиц увековечить память К.И.Шульженко, Ф.Г.Раневской, ученые-академики – Ю.Б.Харитона, мэр Будапешта просил присвоить одной из станций метрополитена наименование "Будапештская", наши коллеги и друзья из Болгарии – дать одной из улиц Москвы наименование "Братушки" и т.д. Много поступало предложений от религиозных деятелей и общественных организаций.
В текст Закона заложен основополагающий принцип присвоения мемориальных наименований: в соответствии с ним присвоение улицам имен, фамилий известных граждан Москвы, России и зарубежных стран должно осуществляться только в отношении новых улиц и производиться по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц.
Закон предусматривает участие органов городского самоуправления, общественных организаций в решении вопросов, связанных с наименованием территориальных единиц, улиц и станций метрополитена и заменой их названий.
Закон успешно способствует сохранению и развитию историко-культурных традиций и разрешению сложных вопросов, возникающих при наименовании и употреблении городских наименований, а также повышает эффективность деятельности специально уполномоченного органа при Правительстве Москвы – Московской городской межведомственной комиссии по наименованиям улиц.
Разумеется, появление такого Закона вызвало необходимость разработки целого пакета подзаконных актов, которые, в частности, должны были четко регламентировать деятельность Московского городской межведомственной комиссии по наименованиям улиц, вопросы правописания городских топонимов в русском языке, формы документов по внесению предложений о присвоении или замене наименований и др. Работа над этим пакетом была успешно осуществлена Правительством Москвы - с участием ученых и представителей Московской городской Думы.
В годы испытаний и ответственных реформ, происходящих в нашем Отечестве, мы особенно остро ощущаем, что родное русское слово (любое наименование является именно словом или словосочетанием) – неотъемлемая часть нашей культуры, нашего национального самосознания.
Было когда-то в нашем языке слово светорусье. Так предки наши называли русский мир, называли землю, белый, вольный свет на Руси. Русская речь, слова нашего языка, старинные имена и названия – это часть нашего с вами светорусья.
Откроем подробный атлас Москвы: Ащеулов переулок и Бескудниковский бульвар, Валдайский проезд и улица Гиляровского, улица Даниловский Вал и Зубовский бульвар, Ирининский переулок и улица Короленко, Котельническая набережная и Кудринская площадь, Лосиноостровская улица и Лужнецкий проезд, Манежная улица и проезды Марьиной Рощи, Средний Николопесковский переулок и улица Ордынка, улица Плющиха и Петроверигский переулок, Софийская набережная и улица Симоновский Вал, Таганская площадь и улица Тюфелева Роща, Узкий и Хлебный переулки, Большая Черемушкинская улица и Яузский бульвар — более трех тысяч таких городских имен значится сейчас на карте столицы России. К сожалению, о них еще слишком мало написано и рассказано. А ведь многие из таких слов-названий имеют для истории и культуры России, Москвы, для нашего национального самосознания не меньшее значение, чем архитектурный памятник, рукописная книга или старинная былина.
Можно с уверенностью сказать, что Закон "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" на протяжении более 10 лет эффективно способствовал не только сохранению этого исторического наследия, но и созданию новых российских топонимических памятников и традиций, успешному функционированию в нашей повседневной и деловой речи наименований улиц и площадей, проспектов и бульваров, районов и станций метро, что для мегаполиса является важнейшей социальной задачей.