Положение о порядке наименования муниципальных объектов в городе Челябинске
Решение Челябинской городской думы
от 18.08.98 № 27/11.
О положении о порядке наименования муниципальных объектов в городе Челябинске
На основании статьи 6 федерального Закона от 28.08. 95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Челябинской области от 16.10.95 № 09-ФЗ «О местном самоуправлении в Челябинской области», статьи 18 Устава города Челябинска городская Дума решает:
1. Утвердить положение о порядке наименования муниципальных объектов в городе Челябинске.
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя главы города по социальным вопросам Т.Л.Харисову и председателя комиссии по законности и городскому самоуправлению городской Думы В.Е.Титова.
3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.
Глава города Челябинска В.М.ТАРАСОВ.
Настоящее положение разработано в соответствии с федеральным Законом от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Челябинской области от 16.10.95 № 08-ОЗ «О местном самоуправлении в Челябинской области», Уставом города Челябинска.
1. Общие положения
1.1. В настоящем положении используются следующие основные понятия и термины:
1.1.1. Муниципальные объекты — территориальные единицы, линейные транспортные объекты, локальные транспортные объекты, муниципальные предприятия (учреждения), мемориальные объекты монументального декоративного искусства;
1.1.2. Территориальные единицы (далее — территории) — районы в городе, рабочие поселки, сельсоветы и другие части территории города, в том числе с особым статусом, имеющие названия и границы, закрепленные городскими правовыми актами;
1.1.3. Линейные транспортные объекты (далее — улицы) — улицы, аллеи, бульвары, набережные, мосты, переулки, площади, путепроводы, проезды, просеки, проспекты, тупики, шоссе, эстакады и т.п.;
1.1.4. Локальные транспортные объекты — остановки наземного городского транспорта (далее — остановки), станции метрополитена (далее — станции);
1.1.5. Муниципальные предприятия и учреждения (далее — предприятия) — заводы, фабрики, школы, поликлиники, больницы, театры, стадионы и т.п., находящиеся в муниципальной собственности;
1.1.6. Мемориальные объекты монументального декоративного искусства города Челябинска (далее — мемориальные объекты) — объекты, служащие для увековечения памяти какого-либо лица, организации, события или места действия (мемориальные доски, памятные знаки и стелы, мемориальные скульптуры и комплексы, памятники градостроительства, архитектуры, истории и культуры);
1.1.7. Названия (топонимы) — имена собственные (в текстовом или цифровом выражении), присваиваемые муниципальным объектам и служащие для их выделения и распознавания;
1.1.8. Установление названий (топонимов) (далее — наименование) — выявление существующих названий, присвоение названий безымянным объектам и изменение уже имеющихся названий;
1.1.9. Нормализация названий (топонимов) — определение названий муниципальных объектов в соответствии с правилами и традициями употребления топонимов в современном русском литературном языке.
1.2. Настоящее положение определяет порядок:
— внесения и рассмотрения предложений о наименовании муниципальных объектов в городе Челябинске;
— изменения существующих названий муниципальных объектов в городе Челябинске;
— внесения и рассмотрения предложений об установке мемориальных объектов;
— реализации принятых решений о наименовании муниципальных объектов в городе Челябинске.
2. Единая городская политика в области наименования муниципальных объектов города Челябинска
2.1. Для осуществления единой политики в области установления, выявления, присвоения, изменения, нормализации, употребления, учета и сохранения названий муниципальных объектов глава города создает городскую экспертную комиссию по наименованию муниципальных объектов в городе Челябинске (далее — экспертную комиссию).
2.2. Компетенция экспертной комиссии, права и обязанности председателя и ее членов, регламент работы экспертной комиссии закрепляются положением об экспертной комиссии. Состав и положение об экспертной комиссии утверждаются постановлением главы города.
3. Основные требования и правила в области наименования муниципальных объектов в городе Челябинске
3.1. Общими требованиями и правилами в области наименования муниципальных объектов являются:
3.1.1. Названия муниципальных объектов в городе Челябинске должны отвечать словообразовательным, произносительным и стилистическим нормам современного русского литературного языка;
3.1.2. Названия должны быть благозвучными, удобными для произношения, краткими и легко запоминающимися.
3.1.3. Названия должны соответствовать историческим, географическим и градостроительным особенностям объекта.
3.2. К основным требованиям и правилам наименования территорий, улиц города Челябинска относятся:
3.2.1. Название территории, улицы независимо от величины именуемого объекта должно содержать информацию об историко-культурном развитии района, города или Российского государства;
3.2.2. Топонимы должны соответствовать особенностям ландшафта города. При их наименовании в качестве основы используются названия населенных пунктов (в том числе деревень, сел, старинных слобод), урочищ, холмов и лесов, рек, ручьев, озер и прудов, вошедших в городскую черту города Челябинска;
3.2.3. Топонимы должны отражать наиболее существенные индивидуальные характеристики территории, улицы как объекта наименования. При этом новое название не должно повторяться на карте города;
3.2.4. Название территории, улицы должно органически включаться в существующую городскую топонимическую систему. При именовании новых территорий, улиц не допускается образование топонимов, нарушающих исторически сложившуюся топонимическую систему города Челябинска;
3.2.5. Название территории, улицы должно быть мотивированным и заключать в себе необходимый объем топонимической и пространственно-ориентированной информации;
3.2.6. Присвоение территориям, улицам имен, фамилий известных жителей города Челябинска, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым территориям, улицам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц.
3.3. К основным требованиям и правилам наименования остановок наземного городского транспорта города Челябинска относятся:
3.3.1. Названия остановок должны быть максимально связаны со значимыми для ориентации в городе объектами;
3.3.2. Названия остановок определяются преимущественно местной топографией. Они не должны повторяться в пределах городских транспортных маршрутов;
3.3.3. В названиях остановок мемориальная мотивация может быть связана только с уже существующими названиями географических и иных объектов города.
3.4. К основным требованиям и правилам наименования станций метрополитена города Челябинска относятся:
3.4.1. Названия станций должны максимально соответствовать названиям наземных транспортных, природных, историко-культурных, градостроительных и иных значимых объектов города;
3.4.2. При присвоении названий станциям, образующим единые пересадочные узлы метрополитена, необходимо следовать принципу разноименных вариантов названий станций;
3.4.3. Каждое название станции должно быть индивидуально, отражать историческую и культурную самобытность города, соответствовать архитектурному облику станции;
3.4.4. Названия станций не могут быть использованы для сохранения памяти об известных жителях города Челябинска, гражданах России и зарубежных стран за исключением случаев их совпадения с названиями наземных городских объектов.
3.5. К основным требованиям для установки мемориальных объектов в городе Челябинске относятся:
3.5.1. Обоснование мотивов установки;
3.5.2. Биографические и исторические справки о лице, организации, событии или месте действия, в память о которых предлагается установить мемориальный объект;
3.5.3. Отзывы и ходатайства организаций, учреждений, юридических и физических лиц — заявителей с указанием места, времени установки мемориального объекта, а также с указанием материала и техники исполнения мемориального объекта.
4. Порядок внесения и рассмотрения предложений о наименовании территорий, улиц, станций, предприятий города Челябинска
4.1. Предложения о наименовании территорий, улиц, станций или предприятий города Челябинска вносятся инициаторами наименования (далее — инициаторами): органами государственной власти Российской Федерации, органами и должностными лицами городского самоуправления, юридическими лицами, расположенными в городе Челябинске, а также жителями города Челябинска.
4.2. Прием, регистрация и рассмотрение предложений осуществляются в соответствии с регламентом администрации города и настоящим положением.
4.3. Предложения инициаторов, поступившие на имя главы города, и связанные с их рассмотрением документы передаются в экспертную комиссию:
— от граждан — через приемную по обращениям граждан,
— от организаций — через канцелярию администрации города.
4.4. Предложения по наименованию территорий, улиц, станций или предприятий должны содержать следующие сведения:
— местоположение территории, улицы, станции или предприятия;
— предлагаемое название и его обоснование, при этом в предложениях о присвоении названий, образованных на основе личных имен и производных от них слов и словосочетаний, сообщаются краткие биографические данные этих лиц, а также прилагается ходатайство организации или гражданина, внесших эти предложения;
— мнение соответствующего КТОС по данному предложению;
— название и реквизиты организации, предлагающей название, а в ходатайстве, исходящем от граждан, указываются фамилия, имя и отчество гражданина, его почтовый адрес и номер телефона;
— карта-схема, на которой обозначается расположение муниципального объекта.
4.5. Поступившее на имя главы города предложение о наименовании рассматривается экспертной комиссией.
4.6. В случае переименования (изменения существующего названия) экспертная комиссия, кроме проведения экспертизы предложения о переименовании, запрашивает в управлении экономики и управлении финансов администрации города финансово-экономической расчет этапов реализации принятого решения о переименовании с целью принятия окончательного решения и дальнейшего согласования в органах городского самоуправления.
4.7. Предложение о наименовании обсуждается экспертной комиссией открыто с участием инициаторов, соответствующих глав администраций районов и поселков в городе, других заинтересованных сторон. Споры и разногласия, возникающие в связи с применением настоящего положения, должны быть разрешены сторонами в рамках согласительных процедур.
4.8. При согласии с внесенными предложениями экспертная комиссия готовит проекты документов, необходимые для присвоения территории, улице, станции или предприятию соответствующего названия, и вносит их на рассмотрение коллегии администрации города.
4.9. Коллегия администрации города в 3-месячный срок с момента регистрации предложения инициаторов принимает решение о наименовании территорий, улиц, станций или предприятий и вносит его в установленном порядке на рассмотрение и утверждение Челябинской городской Думы.
4.10. Челябинская городская Дума в 3-месячный срок рассматривает и утверждает (не утверждает) решение коллегии администрации города о наименовании территорий, улиц, станций или предприятий. К решению о наименовании прилагаются смета расходов, согласование с управлением финансов администрации города.
4.11. Инициаторам направляется мотивированное заключение.
5. Порядок внесения и рассмотрения предложений о наименовании остановок в городе Челябинске
5.1. Предложения инициаторов по наименованию остановок наземного городского транспорта или изменению их существующих названий поступают на имя заместителя главы города по транспорту, связи и благоустройству и рассматриваются им в месячный срок.
5.2. Присвоение названий остановкам наземного транспорта или их изменение производится распоряжением главы города по представлению управления транспорта, связи и благоустройства администрации города.
6. Порядок изменения существующих названий территорий, улиц, станций, предприятий города Челябинска
6.1. Изменение существующих названий территорий, улиц, станций, предприятий города Челябинска производится в исключительных случаях, а именно:
— при восстановлении исторически сложившихся названий, имеющих особую культурно-историческую ценность;
— при изменении статуса или функционального назначения соответствующего объекта;
— в целях устранения дублирования названий в пределах территории города.
6.2. Внесение предложений и принятие решений об изменении названий осуществляется в порядке, предусмотренном в разделе 4 настоящего положения.
7. Порядок реализации принятых решений о наименовании муниципальных объектов в городе Челябинске
7.1. При утверждении городской Думой решения о наименовании управление культуры по согласованию с управлением экономики администрации города готовит проект распоряжения главы города, в котором указываются этапы, срок реализации решения о наименовании, исполнители работ, ответственные должностные лица за выполнение этого решения, источники финансирования этапов работы по наименованию и решение в целом.
7.2. Соответствующие структуры подразделения администрации города обеспечивают установку уличных, дорожных и пристанционных знаков, адресных, памятных и информационных досок и табличек, ориентирующих надписей в соответствии с федеральными, областными и городскими стандартами и нормами, при этом их установка и размещение производятся, как правило, в виде муниципального заказа на конкурсной основе.
7.3. Управления культуры и информации администрации города своевременно информируют жителей города о принятых решениях по наименованию и переименованию муниципальных объектов — территориальных единиц, линейных и локальных транспортных объектов, муниципальных предприятий и учреждений, мемориальных объектов монументального декоративного искусства путем оповещения жителей города через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), издания карт (схем) города и справочной литературы.
8. Ответственность за нарушение требований настоящего положения
За нарушение требований настоящего положения должностные лица и граждане несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Секретарь Думы В.А.КРЮКОВ [24] .